ЗАЯВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ - ДОСТИГНУТА. Написано шесть лет назад. Заявленная тогда цель - создание универсальной системы повышения продуктивности творческих людей - достигнута. Система разработана, оттестирована и упакована в трех уровнях. 1 уровень - книги: "Букварь сценариста", "Пишется!", "Ленивая скотина", "Волшебный пендель", "Писатель и деньги", "Сценарист №1", "Работа автора над собой", "Заметки о сценарном ремесле", "Письма бунтующего сценариста". 2 уровень - бесплатные тренинги: "Самодисциплина для писателей и сценаристов", "Технология бестселлера", "Практическая магия", "Год денег". 3 уровень - курсы мастерской: "Базовый сценарный курс", "Сценарий телесериала", "Сценарий полнометражного фильма". Продолжается постоянная докрутка, но это уже скорее детали, в целом система завершена. Можно выбирать новую цель. Сейчас мне интересны два направления - психологические основы магии (религии) и психологические аспекты политики (власти). И там и там интересно, но и там и там нужно очень долго дышать отравленным воздухом. Цель жизни Сегодня день отдыха. Будильник не заводил, проспал почти до 8 утра. Потом писал. На писательство выходной не распространяется. Потом несколько мелких дел по работе. Делегировал тему с подкастом на айтюнс. Посмотрим, что из этого получится. Потом немножко учебы. Потом разгребал завалы. Я жадный. Нахватываю себе разного – книги, которые нужно прочитать, лекции, которые нужно прослушать, фильмы, которые нужно просмотреть. И все это накапливается намного быстрее, чем реально читается, смотрится и слушается. Время от времени нужно разгребать завалы. Кнопка «delete» - великое изобретение человечества. Выходные – время стратегии. В выходные самое время строить планы на следующую неделю. Или на всю жизнь. Я считаю, что цель жизни нужно во-первых, иметь, во-вторых, время от времени менять. Менять ее нужно потому, что, когда мы начинаем, мы ничего не знаем о жизни. И цели у нас могут быть вполне дурацкие – например, заработать миллион. Или купить крутую тачку. Или покорить красивую девчонку. Или написать книгу. А потом оказывается, что все эти цели – не на жизнь, а – ну, на пару недель, на месяц. И когда ты ставил эту цель, казалось – это невозможно достичь. Я не понимаю, как я это сделаю. Но у меня перехватывает дыхание от мысли о том, что я когда-нибудь этой цели достигну. И начинаешь что-то делать, судорожно, бессистемно, ошибаясь, оступаясь. И постепенно нащупываешь действия, которые приближают тебя к цели. Нашел – и делаешь. И делаешь. И делаешь. И в конце концов – бац и приходишь. И понимаешь, что ты не просто достиг цели, но у тебя еще и есть некий списочек шагов, списочек действий, которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Скажем, если человек написал одну книгу, он уже знает, как написать вторую. Кто покорил одну девушку – сможет покорить и другую, когда эта его бросит:) Кто заработал миллион – сможет заработать второй. И это перестает быть целью жизни, а становится рутиной, процессом. Нужно искать другую цель. Меняемся мы – меняются наши цели. Много лет моей заявленной целью жизни было изменение роли сценариста в процессе кинопроизводства в России. Цель эта не то чтобы плохая, но не очень измеримая. Какова сейчас роль сценариста? Сколько в процентах? А десять лет назад было сколько? Мне кажется, я со своими друзьями, учениками и командой сделали в этом смысле все, что возможно. Мы сделали «Кино без пленки». Мы сделали «Сценарный цех». Мы сделали мастерскую, через которую проходят около ста пятидесяти человек в год. Мне кажется, в том, как изменились отношения сценаристов и продюсеров в последние годы, есть и мои пять копеек. Чего стоил один «Черный список», который изначально все называли «Список Молчанова» и я как уж на сковородке вертелся, упрашивая всех перестать этот список так называть. В общем, эту цель я считаю для себя закрытой. Роль сценариста в процессе действительно изменилась за последние десять лет. Не видеть этого – значит, не замечать очевидного. Моя новая цель – создание универсальной системы повышения продуктивности для сценаристов и писателей. Часть этой системы – это мои книги, мои лекции, и мастерская – все, чему я учу. Это не только школа, но и лаборатория – изучение, исследование творческого процесса. Нет задачи упаковать эти систему в «систему» (ага, а еще непременно назвать своим именем, по примеру Станиславского:), выявить 10 правил или 20 принципов. Она должна быть максимально гибкой, а значит, она будет довольно сложной. Возможно, никто кроме меня не будет понимать, что система сложилась. Но когда она сложится – я буду это знать.